Адрес:
664011 г. Иркутск, ул. Горького, д. 31
Главная \ О нас \ История

История

История школьных лесничеств
 Россия является самой богатой лесными ресурсами страной в мире. Площадь лесного фонда Российской Федерации составляет 1,1 млрд. гектаров. В связи с этим, работники лесного хозяйства в своей  деятельности большое внимание придают преемственности, передаче своего опыта подрастающему поколению. В 60-е годы ХХ столетия возникла необходимость создания школьных лесничеств, что стало одной из эффективных форм трудового воспитания детей.
Прообразом первого школьного лесничества был ученический отряд «Лесной патруль», организованный в 1952 году в Жуковском лесхозе Брянской области учителем И.С. Артюховым, лесничим П.П.Мартыновым и директором лесхоза В.А.Николаюком. Под руководством работников лесной охраны ребята сначала помогали выявлять лесонарушения и вести пропаганду по охране лесов от пожаров, знакомились с жизнью леса, слушали беседы ученых Брянского лесохозяйственного института.
В 1966 г. И.С. Артюхов обратился в Министерство лесного хозяйства РСФСР придать этому движению узаконенный статус. Коллегия Министерства приняла решение впредь именовать эти отряды школьными лесничествами с приданием им ряда  прав и обязанностей. За школьниками были закреплены отдельные близлежащие участки леса, где учащиеся могли заниматься всем комплексом лесохозяйственных работ. Как в настоящем лесничестве здесь  появились  из числа ребят – лесники, участковые техники- лесоводы, помощники лесничих, лесничие.
Школьные лесничества со своим «штатом» и «лесным фондом» появились в Брянской, Свердловской, Рязанской областях, Удмуртии и Карелии. Организаторами их были работники лесного хозяйства и учителя местных школ. В 1967 году, когда Минлесхозом РСФСР, Министерством просвещения и Всероссийским обществом охраны природы было утверждено Положение о школьных лесничествах, в Российской Федерации их было уже 75, объединивших около 1000 учащихся восьмилетних и средних школ.
В 1969 году  министерства лесного хозяйства и просвещения, ВООП по согласованию с ЦК ВЛКСМ утвердили Условия Всероссийского смотра школьных лесничеств. Смотры проводились регулярно, раз в два года, в каждом районе, области, крае, республике. Победителей (коллективы школьных лесничеств) награждали премиями, подарками.
С 1972 года начали проводить Всероссийские конкурсы. Первый – в Матвеев-Курганском районе Ростовской области. В нем участвовало 94 школьника. В следующие годы дети собирались в Карелии, Брянской области, в Башкирии, Волгограде, Удмуртии, Красноярском крае, Ленинградской и Вологодской областях.
В Лесной кодекс, принятый 8 августа 1978 года, вошла статья «Школьные лесничества». Так это общественное движение было узаконено на государственном уровне. В 1979 г. постановлением коллегий Минлесхоза РСФСР и Минпроса РСФСР утверждено новое Положение о школьном лесничестве.
Наибольшей активности движение школьных лесничеств достигло в 70-80-е годы. В 1986 году действовало 6000 школьных лесничеств, которые объединяли более 200 тысяч учащихся 5-10-х классов.
В эти годы школьные лесничества стали формой профориентации молодежи и профессиональной подготовки учащихся, которые получали профессии лесника, рабочего лесокультурника, зеленого строительства, тракториста.
В настоящее время в Российской Федерации действует 3265 школьных лесничеств, объединяющих более 73 тысяч школьников старших и младших классов. Школьные лесничества работают во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области.
В 1999 году, после длительного перерыва, был проведен IX Всероссийский слет членов школьных лесничеств и юных друзей природы, который восстановил общественное движение школьных лесничеств, сложившееся на лучших традициях лесного хозяйства, расширении и углублении знаний по ботанике, биологии и другим естественным наукам, а также профессионально ориентированной работе  со школьниками.
В марте 2004 года на Всероссийском съезде школьных лесничеств были учреждены ежегодные Российский национальный и Международный юниорские лесные конкурсы.
 
Школьные лесничества Иркутской области
 
          По площади лесных пространств и наличию древесных ресурсов на душу населения Иркутская область относится к числу наиболее обеспеченных регионов России, именно по этому одно из важных направлений работы агентства лесного хозяйства Иркутской области и Областного детского эколого-биологического центра является формирование у подрастающего поколения экологической культуры и экологически целесообразного поведения, по средствам различных конкурсов и мероприятий эколого-биологической направленности.
Первое школьное лесничество в Иркутской области появилось в 1948 году на базе Тальцинской средней школы  и Ангарского лесхоза. Наибольшего размаха движение получило в 70-х-начале 80-х годов. Тогда в области количество школьных лесничеств достигало 200, с численностью 8600 человек. Но к 90 м годам начался спад в деятельности школьных лесничеств и в области насчитывалось всего 20 школьных лесничеств.
Приятно отметить, что после некоторого периода забытья школьных лесничеств (80-90е годы), интерес к ним не пропадёт, а наоборот, с каждым годом увеличивается.
Начавшиеся оживление школьного лесничеств в 2000 году привело к тому, что в  лесхозах и лесничествах, подведомственных Агентству лесного хозяйства Иркутской области совместно с образовательными учреждениями организовано и действует:
1996 г. – 28 школьных лесничеств;
2001 г.  – 37 школьных лесничеств;
2002 г.  – 45 школьных лесничеств;
2003 г. - 43 школьных лесничеств;
2005 г. - 39 школьных лесничеств;
2006 г. - 56 школьных лесничеств;
2007 г. -  88 школьных лесничеств, с численностью 1683 человек.
2008 г. - 75 школьных лесничеств;
2010 г. – 55 школьных лесничеств;
2011 г.  – 55 школьных лесничеств;
2012 г. – 54 школьных лесничеств;
2013 г. - 54 школьных лесничеств;
2014 г. - 52 школьных лесничеств, с численностью более 1000 человек.
В настоящее время школьные лесничества, реально существующие в лесных посёлках, а во многих случаях и единственные объединения школьников, которые способны нести нагрузку по противопожарной пропаганде, воспитанию бережного отношения к лесу, повышения уровня эколого-лесохозяйственного образования и профессиональной ориентации школьников.