Адрес:
664011 г. Иркутск, ул. Горького, д. 31

Истории школьного лесничества

« Назад

Дорогу осилит идущий  01.09.2023 06:55

Дорогу осилит идущий

Гладышева Н.И., педагог дополнительного образования, ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования», Иркутская область, г. Иркутск

Аннотация: В программу школьного лесничества входят множество задач. Одна из них- это адаптация в социуме через активную лесозащитную деятельность. В настоящее время работа школьных лесничеств во многом зависит от внешних условий. Как сделать её интересней, разнообразней говорится в статье. Главное - дать детям возможность проявлять собственную инициативу, возможность воплощать в жизнь свои идеи.

Уже 25 лет являюсь руководителем школьного лесничества. Никогда не думала, что, имея опыт посадок саженцев со школьной скамьи и специальность практического психолога, мне многие годы придется постигать науку лесоведения на практическом опыте. Не скажу, что за это время я стала знатоком лесоведения, но кое чем из моей практической работы я могу поделиться с моими коллегами.

Наше школьное лесничество «Море тайги» занимается по дополнительной общеразвивающей предпрофессиональной 3-х летней программе «Лесная школа». В программе большее количество часов - практическая работа.

Если вы руководитель детской   исследовательской работы, то не стоит проводить её только ради исследований. Их результаты должны быть обязательно использованы в дальнейшей практической, чаще всего в проектной деятельности. Только тогда мотивация учащихся к исследованию будет оптимальной.

Уже более 10 лет мы занимаемся проблемой восстановления соснового леса после пожара. Сначала это было исследование с целью выяснить, какое восстановление естественное или искусственное наиболее оптимально на практике. Было написано несколько работ, использованы различные методики, в том числе и придуманные нами. Мы пробовали минерализовать почву под естественный самосев триммером, другими подручными инструментами, даже обыкновенными коньками. Мы слышали мнения закоренелых теоретиков о том, что сосна после пожара начнет в естественных условиях расти только через несколько десятилетий. Но нас не очень привлекала такая перспектива и мы продолжали разрабатывать проекты, используя только свои силы и, следуя своей мечте видеть наш лес красивым и здоровым, без проплешин, оставшимся после пожара. Уже выросли ребята, начинавшие работу по этой теме, а вместе с ними подрастает сосна на тех местах, где когда-то ребята ходили на коньках и прореживали траву и кустарники триммером, чтобы молодые всходы солнцелюбивой сосны могли набраться сил и вырасти из крохотных семечек в красивые хвойные деревья.

Сегодня мы работаем по проекту, названному «Кедровая роща». После исследовательской работы по изучению особенностей произрастания сосны сибирской, мы узнали, что где-то в Саянах кедры заболели бактериальной водянкой.  Имея теоретические знания о кедре, мы решили выращивать сосну сибирскую на территории поселка. Посеяли семена, собранные на территории поселка. [4].Саженцы сосны сибирской, выросшие в питомнике при Большелугском Эко-Центре мы высадили на территории рядом с детской площадкой, место, согласованное с администрацией поселка. Работой нашей в первую очередь заинтересовались дети.

Сто раз был прав Л. Леонов, когда сказал, что «Создавать творцов и покровителей леса ещё важнее, чем выращивать сам лес» [2]. Не так много у нас обучающихся в школьных лесничествах. Даже, если все они станут в будущем специалистами по лесоведению, они не принесут столько пользы лесу, как если бы привлекали к этому важному делу окружающих, особенно детей и подростков.

Такую работу активно проводит наше школьное лесничество «Море тайги». Проводя исследовательские работы и, реализуя свои проекты по восстановлению сибирских хвойных пород, ребята привлекают к этой деятельности как можно большую аудиторию. Приглашают в рабочую группу административных работников, волонтеров, местных жителей, в большинстве своем детей. Так в реализации проекта «Кедровая роща», мы привлекаем к работе по уходу за саженцами ребят, посещающих рядом стоящую детскую площадку. К участию в этом проекте были привлечены ветераны труда и волонтеры из Вальдорфской школы. Причем все участники были предварительно ознакомлены с целью и задачами проекта и проявили собственную инициативу по посадке кедров [3]. Важно, что ребята - лесники, пропагандируя свою деятельность, ещё более вникают в её значимость, делятся своими знаниями и практическими умениями с другими, приобретая опыт и, получая моральную поддержку окружающих [5].

С большим интересом ребята участвуют в мероприятиях, где являются не просто участниками, а ведущими в меру своих знаний и возможностей. Это видеоэкскурсии, мастер-классы, экскурсии по эко-тропе и другое. В этом году наши ребята разработали и апробировали настольно - печатную игру для дошкольников «Путешествие по Байкалу». Сами нарисовали игровое поле, подобрали весь игровой материал про растения и животных с учетом возрастных особенностей детей и правилами разработки и составления настольно-печатных игр.

Знакомясь с уникальными особенностями родного края, изучая его флору и фауну, ребята публикуют свои статьи в местной прессе. Разрабатывают баннеры экологического и лесозащитного содержания [6]. Мы размещаем их в многолюдных местах поселка. В течение последнего года размещены баннеры «Черный аист - краснокнижный обитатель окраин поселка Большой Луг», «Сохраним лес от пожара-сбережем уникальных обитателей тайги».

В прошлом году сами ребята составили анкету для местных жителей, где подняли проблему мусора в лесной зоне и на территории поселка. Лесники активно работали с местным населением, школьниками и гостями поселка и предоставили в администрацию результаты анкетирования с дальней целью ввести традицию «Чистая пятница», смысл которой еженедельно проводить уборку вокруг своих дома, учреждения, объектов предпринимательства. По результатам анкетирования более половины опрошенных (85 %) одобрили идею ребят.

Среди задач работы нашего школьного лесничества имеет немаловажное место патриотическое воспитание. Этим летом наши ребята принимают активное участие в помощи участникам специальной военной операции. Мы плетем маскировочные сети для участников военной операции из Иркутской области. Будем и в дальнейшем продолжать оказывать посильную помощь и поддержку.

Действенной мотивацией в учебе является участие в различных конкурсах, акциях, слетах. Ребят привлекает не сколько стремление к первенству, сколько участие ради общения со сверстниками, возможность самореализации через разнообразную деятельность в школьном лесничестве.

Иногда мы слышим в свой адрес мнения о бесполезности нашей работы: «Что вы там тычетесь с этими соснами как слепые котята?». Это мнение высказал компетентный человек, чем очень огорчил ребят. Кредо моей жизни созвучно пословице «Дорогу осилит идущий», а ребятам я говорю, что снежный барс тоже родился слепым котенком, а вырос красивым сильным зверем с таким зрением, что видит даже в темноте.

 

 

Список литературы и источники:

  1. Википедия- [электронный ресурс]доступ свободный.

  2. Леонов Л.М Русский лес, М., Советский писатель, 1962.

  3. Хлиманкова Е.С. Лесоведение, Иркутск, 2008. -29с.

  4. Экологический полигон, Ирутск,2012. -51с.

  5. Ярощенко А.Ю. Как вырастить лес. Гринпис России всемирная лесная вахта,2006 -45с.

  6. Программно-методический комплекс «Школьное лесничество» https://clck.ru/35SiMp

 

Актив школьного лесничества «Море тайги» https://clck.ru/35869s