« НазадПрактика экологического воспитания в МОУ «Видимская СОШ» 01.09.2023 06:56Практика экологического воспитания в МОУ «Видимская СОШ»
Игнатова М.Н. учитель биологии МОУ «Видимская СОШ», руководитель школьного лесничества «Адонис». Нижнеилимский район, п.Видим
Аннотация: В данной статье рассматривается опыт экологического образования и воспитания школьников в рамках дополнительного образования - школьного лесничества. Отмечаются пути реализации для формирования экологического сознания и экологической культуры для становления картины мира.
Одним из основных направлений развития общего образования образовательной инициативы «Наша новая школа», является развитие системы поддержки внеурочной занятости детей. Одним из путей решения такой задачи, в условиях нашей сельской школы, является система дополнительного образования школьников [1]. Эколого-биологическое направление в системе школьного дополнительного образования на современном этапе является наиболее популярным и наиболее доступной формой реализации образовательного процесса. Такой формой работы является школьное лесничество «Адонис», которое работает в МОУ «Видимская СОШ» с 2006года, созданное на базе АУ «Шестаковский лесхоз» и МОУ «Видимская СОШ». Между организациями заключен долгосрочный договор. По условию договора за школьным лесничеством закреплена территория общей площадью 1700 га. АУ «Шестаковский лесхоз» с 2006года является социальным партнером МОУ «Видимская СОШ». На сегодня социальное партнерство является современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательному учреждению не только выживать, но и динамично развиваться. Тем самым успешно решать задачи образования и воспитания, поставленные перед обществом [2]. Школьное лесничество «Адонис» стал создателем экологоориентированной образовательной среды в условиях сельской школы. Бесспорно, экологическая культура школьника и эко-компетентность формируются на всех ступенях школьного образования, через уроки окружающего мира, природоведения, биологии, географии, химии, физики, факультативы. Но системно-деятельностный подход, комплексное решение задач экологического образования и воспитания, осуществляется при непосредственном участии детей в деле охраны природы [3]. История школьного лесничества Видимской средней общеобразовательной школы насчитывает 30 лет. Многим выпускникам нашей школы работа в «Школьном лесничестве» привила любовь к природе, научила быть её частью и другом. В 70-ые годы, уже прошлого века, школьные лесничества были созданы во многих школах нашего района. Известным в районе было и школьное лесничество Приморского мехлесхоза, созданное на базе Видимской средней школы. За лесничеством были закреплены кварталы №49,50,51, общей площадью 1611га (окрестности п.Видима). Но в годы перестройки школьное лесничество перестало существовать. 1 сентября 2005 года в МОУ «Видимская СОШ» был организован кружок «Лесоведение» для учащихся среднего звена. Пятнадцать школьников с большим удовольствием посещали теоретические и практические занятия. Ребята с удовольствием оказывали помощь учителям, организаторам школы в проведении школьных мероприятий экологической направленности и участвовали сами. Были организованы и проведены: фотоконкурсы «Я и Природа», «Этого могло не быть», «Домашние любимцы», «Осенняя пора, очей очарованье!», стенды: «Красная книга Иркутской области», «Кодекс здоровья», «Экологические проблемы нашего поселка», классные часы « Лес - наш друг!», «Берегите лес от пожаров!», «Лесные ресурсы Иркутской области», «Бытовые отходы», акции: «Кормушка», «БУНТ», операция «Ель». Работа в кружке была настолько увлекательна и интересна, что когда закончился учебный год, и начались каникулы, ребята готовы были работать и летом. Работа в лесу, на природе, становилась всё заманчивее. Она привлекала детей разного социального статуса. Свою значимость и необходимость смогли почувствовать и дети, входящие в «группу риска». Любое дело было им по плечу. Этому помогали регулярные интересные занятия, проводимые учителем биологии, и специалистами лесхоза. Результатом летней работы стало ежегодное участие в Областном слете школьных лесничеств Иркутской области. Все это настолько вдохновило ребят, что было решено не только продолжить работу кружка «Лесоведение», но и организовать свое школьное лесничество. Наше школьное лесничество «Адонис» означает - «первоцветы». Девиз школьного лесничества : «Мы первоцветы – дети добра . Придем мы на помощь природе всегда !» Каждый учащийся - личность, несущая персональную ответственность за порученное дело; он должен уметь отстаивать свою позицию и уважать при этом мнение коллектива. В лесничестве работают школьники с различными интересами, поэтому есть разнообразные секторы (лесной, биологический, научный, экологическое просвещение), которые могут развить их творческий потенциал. Школьное лесничество «Адонис» проводит большую работу в поселке по предотвращению пожаров, вырубке лесов. Занимается распространением листовок «Нет пожарам!», «Берегите лес!», «Осторожно! Клещ!», «Чистый поселок - чистая планета!», «А ты, посадил дерево?»; выпуск газеты «Лесные вести» один раз в месяц. Ребята выступают на родительских собраниях, поселковых сходах и рассказывают об экологических проблемах нашего поселка. В течении шести лет, на территории Видимского городского поселения реализуется проект «Объединяя возможности». Проект разработан ребятами школьного лесничества, в котором они смогли объединить возможности и силы школьников, работников лесхоза, администрации и жителей поселения, индивидуальных предпринимателей. В результате реализации проекта, поселок, окрестности поселка и близлежащий лес были очищены от мусора. В поселке произвели озеленение, отремонтировали тротуары. Вместе с тем, проводилась широкая эколого-просветительская работа среди населения, которая дала положительные результаты. Например, не было зафиксировано ни одного лесного пожара. Участие во всех экологических мероприятиях было возможно при финансовой поддержке Шестаковского лесхоза. Учащиеся показывают прочные знания по экологии, лесоведению, становятся призерами и победителями не только областных, но всероссийских конкурсов. Далеко не каждый, из сегодняшних учеников, станет в будущем лесником или микробиологом, зоотехником или агрономом, но все они, ныне сидящие за партой, выйдут во взрослую жизнь и каждый день будут в той или иной степени сталкиваться с биологией и экологией. Собственное здоровье и здоровье будущих детей, возможность продления человеческой жизни, экологические проблемы и охрана окружающей среды – все эти вопросы касаются каждого из нас. И задача учителя, руководителя школьного лесничества сегодня – сформировать экологически грамотного, с высокой экологической культурой гражданина современного общества, человека, который сможет адекватно ориентироваться в огромном потоке информации, принимать конкретные решения и отвечать за них [4]. Экологической воспитание школьников – это взаимосвязанный процесс воспитания и обучения человека, который является элементом нравственного воспитания школьников [5].
Список литературы: 1. Проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. 2. Воспитательная программа МОУ «Видимская сош» 2020-2023гг. 3. Проект «Школьное лесничество «Адонис». МОУ «Видимская СОШ», п.Видим, 2021г. 4. Учительская газета, № 43 от 23 октября, 2007г. 5. Чернышева А.С. Экологическое воспитание молодежи// Инновационная парадигма развития педагогических наук. 2021г. |