Адрес:
664011 г. Иркутск, ул. Горького, д. 31
Главная \ Истории школьного лесничества \ Представление опыта работы руководителя школьного лесничества

Истории школьного лесничества

« Назад

Представление опыта работы руководителя школьного лесничества  01.09.2023 07:10

Полей М.А., педагог дополнительного образования, руководитель школьного лесничества «Лесная школа» ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»,Иркутская область, Большелугское сельское поселение

 

Аннотация: в статье рассматривается практическая составляющая программы дополнительного образования естественнонаучной направленности с примером конкретного занятия из раздела «Охрана водных ресурсов». Это один из основных разделов учения о лесе или лесоведения. Особое внимание уделяется значению педагога как наставника и проводника в мир знаний о природе и природных процессах происходящих в ней.

 

Обучать – значит вдвойне учиться.

Детям нужны не поучения, а примеры.

Жозеф Жубер, французский писатель

 

Педагог – это человек, который ведет и направляет ребенка в мире неизведанном, ему неизвестном и неизученном. Он устремляет его взор в нужном направлении и помогает познать тайны науки. Педагог дополнительного образования естественнонаучной направленности совместно с детьми приоткрывает завесу тайн и затрагивает темы из разных областей наук, таких как биология и экология, химия и география, байкаловедение и лесоведение. Для того чтобы иметь комплексный подход в исследованиях, рассмотреть проблему с разных точек зрения, изучить ее глубже. Для этих целей была создана единая общеразвивающая программа «Лесная школа», которая направлена на комплексное изучение экосистемы леса.

Программа «Лесная школа» призвана не только обобщить и дополнить знания обучающихся в данной научной отрасли, но и предоставить им широкую возможность самореализации в различных учебных, ролевых и интеллектуальных играх, конкурсах и проектах. Использование разнообразных видов деятельности при обучении, позволяет развивать у обучающихся познавательный интерес к лесу в целом, повышать стимул к обучению, что способствует более интенсивному усвоению знаний, приобретению умений и совершенствованию навыков [2],[5].

Дополнительная общеразвивающая программа «Лесная школа» носит практико-ориентированный характер и направлена на комплексное изучение экосистемы леса. По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и природных объектов. Программа рассчитана на три года обучения и один из разделов программы второго года обучения предполагает изучение научных основ охраны окружающей среды, а именно охраны водных ресурсов. Изучение данной темы очень интересно и познавательно начинать с изучения свойств воды и демонстрации опытов.

В начале занятия обучающиеся отвечают на вопрос: какое значение для вас имеет вода? Каждый отвечает индивидуально. Далее предусматривается беседа о роли воды в природе. И в подтверждении роли воды, как главного растворителя проделывается опыт с растворением перманганата калия в стакане с водой.

Следующий опыт: проверка поверхностного натяжения воды. В лабораторный стакан, наполненный до самой кромки, на поверхность аккуратно кладем небольшую швейную иголку. Иголка остается на поверхности и не тонет. Опыт, как правило, вызывает недоумение, ведь удельная масса металла значительно больше, чем у воды. Непотопляемость иголки объясняется тем, что молекулы воды связаны силами поверхностного натяжения.

Детям также показывается опыт на качественное определение жесткости воды с помощью раствора мыла, в котором наглядно видна разница между жесткой водой и мягкой. Обучающиеся записывают результаты опыта в специальную таблицу.

Еще один захватывающий опыт, который любопытен детям любого возраста – это опыт на изменение температуры плавления снега (льда). На глазах у изумлённых детей кружка со снегом примораживается к дощечке или к стулу так, что стул поднимается за кружку и отрывается от пола. Весь секрет в добавлении поваренной соли, которая изменяет температуры плавления снега. Подобный опыт можно найти в интернете.

Затем знания детей проверяются с помощью интеллектуальной викторины под названием «Мир воды» [4].

Для закрепления данной темы рекомендуется просмотр фильма «Приключения капли воды» с дальнейшим его обсуждением.

Занятия практической направленности присутствуют в каждом разделе программы. В процессе реализации программы предусматривается сотрудничество с экологическими организациями области, в том числе экскурсионные выезды и совместные мероприятия. В результате чего создаются благоприятные условия для развития познавательной активности обучающихся и их творческой самореализации [1],[3].

 

 

Список литературы:

  1. Гайкова О.Ю. Красная книга Иркутской области / О.Ю.Гайкова, В.В.Попов, Т.А. Маркова – Иркутск: ООО Издательство «Время странствий», 2010. – 480 с., ил.;

  2. Леса Иркутской области / Агенство лесного хозяйства Иркутской области, Прибайкальский филиал ФГУП «Рослесинфорг», Филиал ФГУ «Российский центр защиты леса», «Центр защиты леса Иркутской области» - г. Иркутск, 2010 г.;

  3. Саловаров В.О. Атлас определитель птиц Байкала / В.О.Саловаров, Д.В.Кузнецова – Иркутск: Призма, 2002. – 192 с.;

  4. Химия. Вода в нашей жизни. Дополнительные материалы к учебникам О.С. Габриеляна "Химия.8-9 классы";

  5. Экологический полигон (Методические разработки для проведения полевой практики школьников, студентов и объединений школьных лесничеств) / «Областной детский эколого-биологический центр», Агентство лесного хозяйства Иркутской области, 2012 г.