Адрес:
664011 г. Иркутск, ул. Горького, д. 31
Главная \ Истории школьного лесничества \ Взаимовыгодное сотрудничество детских творческих, экологических объединений и вузов в области естественнонаучного и экологического образования

Истории школьного лесничества

« Назад

Взаимовыгодное сотрудничество детских творческих, экологических объединений и вузов в области естественнонаучного и экологического образования  01.09.2023 06:58

 Л.Н. Панкова

МБУ ДО «Дом Детского Творчества» педагог дополнительного образования, МКОУ «Озёрнинская СОШ» учитель, Братский район, п. Озерный

 

Взаимовыгодное сотрудничество детских творческих, экологических объединений и вузов в области естественнонаучного и экологического образования.

 

Ключевые слова: творческое объединение, движение школьных лесничеств, формирование экологической культуры, развитие коммуникативных и творческих способностей, формирование активной гражданской позиции и осознание человека в обществе, воспитание любви к своей малой родине, осознанного бережного отношения к окружающей среде.

Аннотация: Предложено проводить развитие идей взаимовыгодного сотрудничества основной школы, объединений дополнительного образования детей, движения школьных лесничеств и ВУЗа в области естественнонаучного и экологического образования, пропаганды здорового образа жизни и бережного отношения к окружающей среде.

 

В современном мире все чаще человек задумывается об экологической опасности своей жизни и деятельности. Развитие науки, техники и, что самое главное, производства ставит под угрозу уже существование не только человека, а планеты в целом. Именно поэтому, возникла острая необходимость в экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения. Воспитание экологически грамотного, любящего свою родину человека необходимо начинать с самого раннего возраста, процесс этот непрерывный и длится всю жизнь. И если в более зрелом и сознательном возрасте, речь идет о культуре и самоконтроле человека, то говоря о детях и подростках, мы говорим о том, что необходимо привить и сформировать молодому поколению правильные мыслительные и поведенческие ориентиры. Последние годы в Иркутской области особо ширится и развивается движение школьных лесничеств. Всероссийский съезд школьных лесничеств показал, что Иркутская область, одна из немногих в России, где школьные лесничества приняли именно характер движения. В последнее десятилетие в области, по данным Министерства лесного комплекса, создано и успешно функционирует от 35 до 55 школьных лесничеств. Из истории вопроса - школьные лесничества в Иркутской области начали создаваться в далеком 1949 году. Они преследовали цель, в первую очередь, занятость детей и подростков в области охраны и защиты лесов, лесовосстановлении, экологическом воспитании и образовании детей. С годами, движение школьных лесничеств в СССР разрасталось и ширилось. Пика своего оно достигло в 80-е годы прошлого столетия. Трудно было найти школу, особенно сельскую, где не функционировало в той или иной форме какое-либо экологическое объединение детей, это не только школьные лесничества как таковые, но и такие объединения как «Зеленый патруль», «Голубой патруль», «Друзья леса», «Лес и человек» и др. В летние каникулы учебный процесс в те годы предусматривал производственную практику.  И как результат были высажены сотни тысяч гектаров леса, заложено тысячи парков и скверов, велась серьезная профилактическая работа по профилактике лесных пожаров. Однако, с развалом Советского Союза вся эта система рухнула в одночасье, система среднего и общего образования претерпела череду реформ, которые, как уже показало время, сказались не лучшим образом на качестве образования. В начале 2000 годов школьные лесничества в России начали возрождаться и к сегодняшнему дню мы уже с уверенностью можем говорить об этом явлении как о движении. В Иркутской области школьные лесничества были забыты не долго, уже в 1994 году решением Агентства лесного хозяйства они возрождаются. На Первом областном слете школьных лесничеств их было всего 15, а сегодня уже более полусотни. Во многом этому способствовало то, что регион наш обладает огромными запасами леса, но в то же время в регионе расположены крупные промышленные предприятия как по переработке леса, так и других отраслей, что в свою очередь, не лучшим образом сказывается на экологической обстановке в регионе. На предприятиях экологической безопасностью должны заниматься грамотные, образованные и высококвалифицированные кадры. И эти кадры необходимо начинать формировать уже со школьной скамьи, должна четко прослеживаться преемственность в образовании. Поэтому школьные лесничества и другие экологические творческие объединения детей ставят одной из превалирующих целей своей деятельности профориентацию. Ведущим вузом в Восточной Сибири является БрГУ, именно тут получают образование выпускники школ нашего региона, так как он ориентирован на подготовку кадров для промышленных предприятий региона. Поступление в престижный вуз-это победа, одержать которую под силу только работоспособным и целеустремленным учащимся старшей школы. Знания, получаемые учащимися в школе и требования, предъявляемые при поступлении в вуз, зачастую далеки друг от друга. Помочь в преодолении барьера талантливому ученику может обучение в творческом объединении детей или профильной школе. И если поступление в профильную школу и обучение требует от учащихся и родителей определенных затрат и усилий, то обучение в школьном лесничестве или творческом объединение более доступно и менее затратно. Обучающиеся охотно занимаются в подобных объединениях дополнительного образования. В общем виде можно выделить следующие направления взаимодействия средних образовательных учреждений с вузами.

1) Учебно-методическое, которое содержит в себе деятельность по обновлению и адаптации содержания профильного обучения в соответствии с особенностями избранной образовательной ориентацией. Подготовку и апробацию учебников, учебных и дидактических пособий для учащихся и учителей, работающих во взаимодействующих средних образовательных учреждениях. Руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам. Личные профессиональные контакты учителей средних образовательных учреждений с преподавателями вузов по обмену опытом;

2) Научно-методическое,  которое характеризуется работой факультативов и кружков на базах вузов и средних образовательных учреждений, совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и конкурсов средними образовательными учреждениями и вузами, разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования, осуществлением экспертной оценки и оказанием методической помощи преподавателями вузов при разработке учебных программ средних образовательных учреждений по профильным дисциплинам, совместным проведением научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов.

3) Кадровое, которое содержит в себе переподготовку кадров, включающее в себя повышение уровня подготовки учителей и адаптацию преподавателей вузов к особенностям работы в среднем образовательном учреждении, прохождение учащимися средних образовательных учреждений практики на базе вузов и профильных предприятий и организаций, направление специалистов вузов в средние образовательные учреждения для обеспечения учебного процесса и участия в учебно-методической работе, обеспечение учебного процесса средних образовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами для преподавания профильных дисциплин.

4) Профориентационное, которое включает создание и развитие внутрисистемных связей в образовании, осуществляемых через пропаганду профессий по которым готовят взаимодействующие образовательные учреждения, информирование о правилах приема и условиях обучения в базовых образовательных учреждениях и профильных вузах, демонстрацию фильмов и рекламных вузовских буклетов о профильных вузах в средних образовательных учреждениях, выступление представителей профильных вузов в средних образовательных учреждениях с лекциями о специальностях, по которым готовят профильные вузы, проведение установочных консультаций для учителей и учащихся средних образовательных учреждений по предметам и программам вступительных экзаменов, беседы с учителями, учащимися и их родителями о правилах приема в вуз и условиях обучения в нем, проведение пробных экзаменов для учащихся средних образовательных учреждений, изъявивших желание учиться в профильном вузе, проведение дней открытых дверей во взаимодействующих образовательных учреждениях, участие в общегородских и международных выставках.

Что касается направлений взаимодействия отдельных образовательных учреждений, то здесь оно представлено широким спектром. Осуществляется сотрудничество между Братским государственным университетом (БрГУ) и нашими объединениями детей, которые представляют школьное лесничество, «Юный лесовод», создано на базе ОГАУ «Приморский лесхоз» и МКОУ «Озернинская СОШ» и творческое объединение «Эколята» МБУ ДО «Дом Детского Творчества». Профессорско-преподавательский состав вуза неоднократно составлял контрольные материалы для проведения теоретической части конкурсной программы областного слёта школьных лесничеств. Необходимо отметить, что Братская земля принимала у себя слет за всю историю его проведения 5 раз. И БрГУ в этом мероприятии принимал самое активное участие; экскурсия по вузу, в музей БрГУ, аудиториям лесопромышленного факультета, демонстрация фильма о жизни вуза, мастер-класс в учебном классе на манипуляторах лесных машин, все это оставляет неизгладимые впечатления у ребят от посещения вуза. Отсюда идет тесная связь и взаимодействие школы и вуза. Ежегодно ребята принимают участие в выставке творческих работ «Душа России», устраиваемой музеем БрГУ. В 2015 году впервые приняли участие в благотворительной выставке продаже творческих работ «Помоги ребенку и ты спасёшь мир», средства от продаж идут адресно на лечение маленьких братчан. Сотрудничество школы и вуза дает учащимся хорошие знания по профильным предметам, возможность участия в олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях, а также целенаправленную подготовку в ВУЗ. И ежегодное участие ребят из наших объединений в региональной экологической олимпиаде «Фабрика проектов», которую проводит естественнонаучный факультет БрГУ этому лишнее подтверждение. Кроме прочего, дети в наших объединениях занимаются научно-исследовательской деятельностью. И им необходимо профессиональное научное сопровождение в проводимых исследования, и мы от БрГУ такую помощь получили. После обращения к декану лесопромышленного факультета всю нашу научно-исследовательскую деятельность сопровождает профессор, доктор сельскохозяйственных наук Рунова Е.М. Газету «Братский государственный университет» и школьное лесничество и творческое объединение использует как информационную площадку. И редактора Исакову М.М. многие ребята считают своим большим другом, ведь именно в этой газете опубликованы и увидели свет их первые творческие литературные работы, рисунки и публицистические статьи экологической и природоохранной направленности. И что немаловажно в наше время, ребята публикуются абсолютно бесплатно. Учителя нашей школы принимают участие в научно-практических семинарах и конференциях для учителей математики, физики, истории и другим предметам, которые проводит в БрГУ. Ежегодно учащиеся нашей школы посещают мероприятие «День открытых дверей БрГУ», в рамках которого проводятся экскурсии по университету для ознакомления с учебными корпусами, лабораториями, общежитиями, музеем БрГУ, спортивной базой и т.д. Сотрудники университета готовы выехать в любую школу по приглашению с просветительской лекцией о вузе, все расскажут и объяснят будущим абитуриентам. Новые приоритеты во взаимодействии "Вуз - школа" смещаются в сторону практического сотрудничества по профилизации старшего звена обучения, и в ближайшие годы такое сотрудничество, без всяких сомнений, будет активно развиваться.Отношения студентов и вузов в наше время – это отношение потребителя и поставщика образовательных услуг. Тем более, одной из особенностей клиентов вузов является незнание того, что именно за услуги они хотят получить. В интересах учебных заведений города Братска, помочь абитуриенту сделать верный выбор и одновременно найти новых студентов. Поэтому вузы хотят и проводят активную партнерскую работу со школами.  В некоторых отдельных случаях это обеспечивает и льготы при поступлении в вуз, который имеет партнерские взаимоотношения со школой.  К сожалению, современные школы уже не могут предоставить тот необходимый минимум знаний, который требуется для поступления в элитный вуз, необходимо дополнительное образование.

Тесное и плодотворное сотрудничество между школами и вузами даст толчок для качественного развития среднего образования в области. Это касается не только переподготовки учителей. Школы и вузы связаны между собой неразрывной связью. Ведь именно в высшую школу приходят получить профессию выпускники средних школ. И мы заинтересованы в том, чтобы их уровень знаний, умений и навыков был как можно выше. Тогда и вузу будет легче работать с талантливыми студентами, а государство получит грамотных специалистов. В последние годы произошли огромные изменения в общественной жизни, в стране  и мире. Идет непрерывный процесс реорганизации в лесном хозяйстве, школьные лесничества в своем большинстве лишились поддержки лесхозов на местах и это привело к снижению количества школьных лесничеств, катастрофически падает престиж лесных профессий. Свои трудности у высшей школы, в БрГУ упразднен естественнонаучный факультет, есть проблема с набором студентов на «Лесное дело». Хочется верить, что ситуация в ближайшие годы изменится к лучшему и огромную роль в этом сыграют школьные лесничества. Именно они  являются той отправной точкой знакомства обучающихся с окружающей природой, экологией, экологическими проблемами и способами решения этих проблем.


 Список использованной литературы.

1. Ващук Л.Н., Попов Л.В., Красный Н.М. и др. «Леса и лесное хозяйство Иркутской области», Иркутск – 1997.                                                                                                             

2. Коробкин В.И., Предельский Л.В., «Экология и охрана окружающей среды», М – 2013.

3. Методическое пособие «Школьное лесничество»; Иркутск – 2005.                                               

4. «Руководство по проведению лесовосстановительных работ в лесах Восточной Сибири»; издательство «Лесная промышленность», М – 1972.                                             

 5. Справочник лесничего в 2-х книгах, Москва – 1994.                                                              

6. Хлиманкова Е.С. Программы; пособие для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, Иркутск – 2011.                                                                  

7.  Хлиманкова Е.С. «Лесоведение», Иркутск – 2008.                                              

8.Чередниченко И.П. Экология 6-11 классы, Волгоград – 2001.                               

9.Чернова Н.М. Экология 10-11 класс, «Дрофа», Москва – 2011.                                               

10. Червонный М.Г. «Охрана лесов», издательство «Лесная промышленность», М -1981.