В рамках проведения XVIII слета школьных лесничеств Иркутской области, который проходил с 20 по 23 июня 2019 года в пос. Савватеевка Ангарского района на базе ООО «Саяны» Детского лагеря отдыха «Лукоморье» методистами ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей» были проведены семинары для руководителей школьных лесничеств.
Любая работа должна быть сделана грамотно, поэтому образование, самообразование - первый и самый важный шаг для любого дела.
Знания должны быть обширными, тогда проще наметить самый правильный и эффективный путь для реализации задуманного, а вот действовать необходимо с учётом тех объёмов работ и на той территории, которые вам под силу реализовать самостоятельно.
Семинар «Перспективные направления деятельности школьных лесничеств» был организован с целью методической поддержки по ведению экологической деятельности в школьных лесничествах. Приглашенными специалистами были предложены выступления и мастер-классы на тему семинара, которые помогут в работе по вовлечению обучающихся в социально-значимую практическую деятельность в сфере исследования, охраны, восстановления природных ресурсов и решению многих важных проблем на уровне своих возможностей.
Руководитель Молодежных пожарно-спасательных отрядов Иркутской области Роман Байбеков выступил с темой «Как рассказывать детям о природных пожарах», продемонстрировал несколько игр (напольную, настольные), чтобы заинтересовать членов школьных лесничеств проблемой пожаров в лесу.
Старший преподаватель кафедры сервиса и рекламы ИГУ Леоненко Лариса Валентиновна познакомила слушателей семинара с темами «Применение PR-технологий в природоохранной деятельности», «Как вести социальные сети» и, если забежать немного вперед, можно отметить, что руководители школьных лесничеств, участвуя в следующем семинаре, активно применяли полученные знания.
Методисты отдела экологического просвещения ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» под руководством Добрыниной Светланы Викторовны предложили методику проведения «зеленых» квизов для изучения флоры и фауны Иркутской области, местности проживания.
Начальник одела информационно-методического сопровождения ОГКУ «Ресурсный центр по поддержке некоммерческих организаций Иркутской области» Екатерина Владимировна Травникова рассказала о возможности получения субсидий, грантовой поддержки, о том, как писать заявки на гранты, о методике разработки социально ориентированных проектов.
Педагоги-наставники детского технопарка «Кванториум Байкал» ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей» Иванова Мария Владимировна и Гладков Антон Андреевич представили темы: «Вытягивающая модель обучения в системе дополнительного образования», тема, в которой были рассмотрены разные модели обучения выталкивающая и вытягивающая и «Использование современных геоинформационных технологий в проектной деятельности на базе лесничества». Были показаны возможности полученных снимков (например, с квадрокоптера или дрона) изучать, анализировать и редактировать цифровую карту местности.
Заведующий отделом управления проектами Иркутской областной юношеской библиотеки им. И.П. Уткина Творогов Алексей Викторович предложил руководителям школьных лесничеств пользоваться методической копилкой по темам экологического просвещения, размещать свои материалы на сайте библиотеки.
К.б.н., старшие научные сотрудники лаборатории природных и антропогенных экосистем СИФИБР СО РАН Калугина Ольга Владимировна и Шергина Ольга Владимировна обновили знания педагогов об организации проектной и исследовательской деятельности среди школьников, показали использование современных научных подходов на примере изучения состояния лесов.
Саловаров Виктор Олегович, д.б.н., директор Института управления природными ресурсами – факультета охотоведения имени В.Н. Скалона ФГБУ ВО «ИГАУ имени А.А. Ежевского» предложил методику исследования лесных птиц.
Современное восприятие мира и человека в нем, включающее в себя уважение к природе и ответственность человека за свои поступки по отношению к ней, должна стать базисом современного экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Такое мировоззрение должен формировать у обучающихся любой учитель и, конечно, немаловажную роль играет здесь и руководитель школьного лесничества.
Второй семинар «Практико-ориентированная деятельность школьного лесничества»
Сегодня, кажется, уже никого не надо убеждать, что лес оказывает на окружающую среду огромное влияние. Всё, что составляет сегодня лес, сейчас как никогда нуждается в защите. Уметь понимать и чувствовать живой лес доступно немногим. Это возможно только тогда, когда лес становится призванием и делом всей жизни.
Невозможно заниматься охраной природы, сбережением природных богатств: лесов, рек и озер, птиц и зверей, недр и воздуха без привлечения к этой работе подрастающего поколения.
Хочется верить, что, передавая свои знания и опыт, мы сможем вырастить достойную смену хранителей леса.
На семинаре «Практико-ориентированная деятельность школьного лесничества» каждый руководитель смог поделиться опытом по осуществлению разнообразной работы в своем школьном лесничестве, показать разные направления деятельности, наиболее эффективные способы работы, использование инновационных технологий в практике. Двадцать два руководителя школьных лесничеств, проанализировав и приведя в систему свой опыт, презентовали собственные педагогические находки и достижения, показали достижения школьного лесничества сегодняшнего дня, предложили перспективы развития, рассказали о своих затруднениях в работе со школьными лесничествами.
Каждый участник семинара мог научиться чему-то новому, использовать в своей практике иную методику и технологию для оказания влияния на мотивацию детей для участия в природоохранной деятельности; рассмотреть возможности обновления содержания с учетом муниципальных особенностей, социального окружения, культуры, традиционного и инновационного опыта.
Очень важны традиции, которые формируются в каждом лесничестве. Руководитель обязан всячески их поддерживать, являться носителем этих традиций. Прививая любовь к природе, мы прививаем детям и любовь ко всему окружающему, культуру общения и поведения, ответственность за свои поступки.
На уроках школьники приобретают много теоретических знаний, которые постепенно забываются. И лишь практическая деятельность поможет не только закрепить эти знания, но и применить их на практике.
Ребята с интересом работают, если видят результаты своего труда, а главное - полезность, востребованность их усилий. Пусть ребята общаются с природой непосредственно, ведь только тогда они смогут ее услышать, понять и помочь ей и себе, своему будущему поколению.
Семинар был полезен и для развития дружеских связей единомышленников, педагогов и специалистов лесного хозяйства - коллег, которые идут в одном направлении, общаются и поддерживают друг друга, дают позитивный заряд для продвижения вперед ради сохранения и воспроизводства лесов, воспитания экологически грамотной личности обучающегося.
Г.В. Вологжина - методист ГАУ ДО ИО
«Центр развития дополнительного образования детей»