Адрес:
664011 г. Иркутск, ул. Горького, д. 31
Главная \ О нас \ Управление работой школьных лесничеств

Управление работой школьных лесничеств

Управление работой школьных лесничеств

в Иркутской области

Большое внимание все мировое сообщество уделяет проблеме рационального использования природных ресурсов. Наболевшей проблемой нашего времени является потребительское отношение к природе. Потому актуальным и логически верным решением является воспитание экологически грамотного поколения, которое сможет рационально распоряжаться лесными богатствами вне зависимости от того, станет ли в последующем наш подопечный лесником или лесопользователем.

Возникновение такого движения, как школьное лесничество, неслучайно. По площади лесных пространств и наличию древесных ресурсов на душу населения Иркутская область относится к числу наиболее обеспеченных регионов России, именно поэтому одно из важных направлений работы Министерства лесного комплекса Иркутской области и Центра дополнительного образования детей Иркутской области является руководство движением школьных лесничеств.

Школьное лесничество рассматривается как учебно-трудовое, профориентационное объединение учащихся на базе школы и лесхоза, организуемое для воспитания у школьников любви к природе родного края, формирования трудовых умений и навыков в области лесоводства и лесоразведения, охраны природы и рационального природопользования и подготовки к сознательному выбору профессии.

Значительное место в деятельности школьных лесничеств занимает опытническая работа. Использование результатов опыта в производстве значительно влияет на трудовое и нравственное воспитание учащихся.

Мониторинговые исследования работы школьных лесничеств Иркутской области показали, что в 2000 году в области насчитывалось всего 12 действующих объединений. Это было связано с тем, что на протяжении 10 лет (1990-2000 гг.) работе школьных лесничеств не уделялось должного внимания.

Перед нами встала задача реанимировать работу школьных лесничеств.

I этап – это заключение договора о совместной работе по организации объединений «Школьное лесничество». Между Агентством лесного хозяйства и Областным детским эколого-биологическим центром Министерства образования Иркутской области был заключен договор о совместной деятельности.

II этап – составление совместного плана работы.

Ш этап – подготовка сборника нормативных документов для организации и работы объединений.

Самое главное в работе объединения -  сочетание труда, практической работы и обучения. Для этого нужно было создать образовательную многолетнюю программу.

IV этап – разработка образовательной программы «Школьного лесничества» на два года обучения.

Стержнем программы являются вопросы, связанные с формированием знаний и умений у учащихся в области дендрологии, лесоведения, лесоводства, экологии, охраны природы.

Значительное место в программе уделено практическим, лабораторным работам, экскурсиям и исследованию. Это обеспечивает прочное усвоение школьниками изучаемого материала и помогает формировать правильное отношение к окружающему миру.

Каждому руководителю объединения «Школьное лесничество» было предоставлено право доработать эту программу по-своему и через год был объявлен областной конкурс программ.

V этап – для распространения нормативных документов по области  издан сборник «Школьное лесничество» – методическое пособие, в который  включены не только нормативные документы, но так же программа, методика геоботанического описания леса, методические рекомендации для проведения опытнической и исследовательской работы.

Организовать школьные лесничества это только начало большой работы. Необходимо было помочь этим объединениям развернуть работу.

Сложнее это сделать с объединениями северных и сельских районов. Как руководители, так и школьники очень редко бывают в областном центре, поэтому для того, чтобы плотно работать, нужно организовать очно-заочное обучение школьников и руководителей объединений.

VI этап – Была открыта областная очно-заочная школа лесников на базе Областного детского эколого-биологического центра. Составлено положение об очно-заочной школе, обозначены условия зачисления и план работы. Используя все виды связи, мы проводим дистанционные занятия для учащихся, консультируем руководителей объединений, предлагаем темы реферативных, опытнических и исследовательских работ для школьников, методику оформления докладов. Школа под руководством Хлиманковой Е.С. продолжает свою работу по сей день.

VII этап – В областной научно-практической конференции школьников «Исследователь природы Восточной Сибири» открыли секцию «Школьное лесничество», где члены школьных лесничеств могут представить результаты своей опытнической и исследовательской работы.

Для педагогов и организаторов школьных лесничеств Иркутским институтом повышения квалификации работников образования были организованы курсы повышения квалификации по лесоведению и лесоводству.

У школьников, проучившихся несколько лет в объединениях «Школьное лесничество» и в Областной очно-заочной школе лесников,  появляется желание поступить в ВУЗ по выбранному профилю.

В Иркутской области открыты факультеты «Лесное дело» в Братском, Байкальском и  Аграрном университетах.

VIII этап – Обсудив с администрацией университетов проблему поступления выпускников очно-заочной областной школы лесников, составили договор с Агентством лесного хозяйства, Областным детским эколого-биологическим центром,  Университетами  о проведении олимпиады для школьников – лесников. По договору победители олимпиады имеют льготы при поступлении в данные ВУЗы.

Для стабильной работы объединений «Школьное лесничество» нужна методическая база. Для решения этой проблемы  за последние годы ЦРДОД и Министерством лесного комплекса изданы методические материалы:

  1. Школьное лесничество. Методическое пособие для руководителей детских объединений «Школьное лесничество», 2005 г.;
  2. Лесоведение. Дидактический материал к курсу «Школьное лесничество», 2006 г.;
  3. Лесоведение. Методические рекомендации для работы объединений «Школьное лесничество», 2008 г.;
  4. Дополнительная профильная образовательная программа Областной очно-заочной школы детских объединений «Школьное лесничество», 2008 г.;
  5. Методическая разработка «Как организовать работу школьных лесничеств области», 2009 г;
  6. Сборник «Школьные лесничества Иркутской области», 2012 г.;
  7. «Экологический полигон» (Методические разработки для проведения полевой практики школьников, студентов и объединений школьных лесничеств), 2012 г.;
  8. Сборник «Школьные лесничества Иркутской области», 2014 г.;
  9. «Охраняйте леса». Методические разработки внеклассных мероприятий для объединений «Школьное лесничество», 2013 г.;
  10. «Грани детского творчества». Сборник работ победителей и призеров областных конкурсов эколого-биологической направленности, 2014 г.;
  11. «Поделимся опытом». Сборник образовательных программ для руководителей объединений «Школьное лесничество», педагогов дополнительного образования и общеобразовательных школ. 2014 г.;
  12. Полевой дневник «Исследователь леса». 2015 г.;
  13. Методы экологических исследований в школьных лесничествах. 2015 г.;
  14. Сборник сценариев агитбригад «Агитбригады, стройтесь в ряд, выходите на парад!». 2015 г.;
  15. Экологическая тропа: от проекта до реализации. 2015г..

Руководителями школьных лесничеств являются педагоги образовательных учреждений и специалисты областных государственных автономных учреждений или территориальных отделов  министерства лесного комплекса Иркутской области по лесничествам. Организация деятельности школьных лесничеств осуществляется с использованием имеющихся материально-технических средств образовательных учреждений и лесохозяйственных учреждений. Детские объединения руководствуются Положением о школьных лесничествах, договорах о сотрудничестве образовательных и лесохозяйственных учреждений, планов работы, утвержденных руководителями этих учреждений.

Центром развития дополнительного образования детей и Министерством лесного комплекса Иркутской области совместно проводятся областные конкурсы:

  • «Лесная боль» – конкурс фотографий, методических разработок, публицистических материалов;
  • «Подрост» - региональный этап Всероссийского юниорского лесного конкурса исследовательских работ и проектов;
  • «Берегите лесную красавицу» – фотоконкурс в рамках операции «Ель»;
  • «Дети о лесе» – творческий конкурс рисунков, литературных произведений;
  • «Сохраним лес живым» - конкурс листовок на противопожарную тематику;
  • Областная биологическая олимпиада – секция «Лесное дело».

Целью конкурсов является активизация деятельности школьных лесничеств, вовлечение школьников посредством творчества в природоохранную деятельность, развитие активной гражданской позиции, поощрение лучших коллективов и распространения опыта по охране леса.

Одним из главных итоговых мероприятий является проведение Слетов школьных лесничеств, благодаря которым члены школьных лесничеств могут показать уровень подготовки по таким направлениям как лесоводство, ботаника, зоология. Команды принимают участие в конкурсе – выставке «Сохраним лес живым». Руководители могут обменяться опытом по организации деятельности школьных лесничеств на круглых столах и совещаниях. Для них проведены семинары: «Социальное проектирование в школьном лесничестве», «Организация исследовательской деятельности в школьных лесничествах», «Перспективные направления прикладной науки для исследовательской деятельности в школьных лесничествах». В организации и проведении Слета школьных лесничеств участвуют многие заинтересованные организации лесной отрасли и образования, финансовая поддержка осуществляется лесопромышленными компаниями и арендаторами лесных участков. Подготовка команд, транспортные услуги, форма участникам оплачиваются  областными государственными автономными учреждениями, подведомственными министерству лесного комплекса Иркутской области. Это итогово-планирующее мероприятие имеет большое значение для дальнейшего управления работой школьных лесничеств, происходит сверка планов, ожиданий и потребностей всех субъектов, работающих со школьными лесничествами (Приложение 1.Программа слета.).

Одним из последних шагов организаторов движения школьных лесничеств Иркутской области является открытие сайта http://schoolles38.ru/ и Малой лесной академии школьников.

Перспективы:

  1. Развитие методической базы в помощь руководителям «Школьных лесничеств».
  2. Выпуск собственной областной газеты, где могут публиковать свои статьи, фотографии, методические разработки руководители и дети.
  3. Сотрудничество с заинтересованными организациями.
  4. Участие школьных лесничеств в Областных и Всероссийских конкурсах.
  5. Обмен опытом по организации работы с другими регионами.
  6. Организация труда несовершеннолетних граждан, членов школьных лесничеств, на территории лесхозов на основании срочных трудовых договоров с оплатой труда в соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что  до сих пор отсутствует нормативно-правовая база поддержки этой деятельности, эта важнейшая работа в основном делается за счет энтузиазма. Финансирование мероприятий осуществляется за счет собственных средств областных государственных автономных учреждений, подведомственных министерству лесного комплекса Иркутской области, также при наличии средств руководителям школьных лесничеств частично оплачивается заработная плата.

В настоящее время управление работой школьных лесничеств в Иркутской области по прежнему осуществляется Центром развития дополнительного образования детей и Министерством лесного комплекса Иркутской области согласно ежегодно утверждаемому плану. В Центре развития дополнительного образования детей координируют работу специалисты отдела экологии и агробиологии: методист Хилханова Л.Н., педагог-организатор Лановая Е.В., педагог дополнительного образования Хлиманкова Е.С.. В Министерстве лесного комплекса Иркутской области этой работой занимаются специалисты отдела воспроизводства лесов: начальник отдела Щепетнева В.Я. и ведущий инженер Мирошниченко Е.А.. Во всех уголках, практически во всех районах Иркутской области открыты школьные лесничества. В 52 школьных лесничествах  насчитывается 1133 школьника, которые активно занимаются практической работой в лесу и в питомниках, природоохранной работой в селах и городах, учебной и исследовательской работой со своими педагогами-руководителями – энтузиастами и настоящими патриотами своей земли.

 

Хилханова Л.Н., методист